Нагрузка на тренировках
Заслуженный мастер спортапо конькам, неоднократная чемпионка, Европы и мира Т. Рылова рассказывала, что в Вологде с 1949 года она стала заниматься конькобежным спортом под руководством Михаила Степановича Кузьмича (он заведовал кафедрой в педагогическом институте). Своеобразием его работы была последовательность требований и строгость к каждому независимо от результатов.
Он ко всем своим ученикам относился одинаково, стремился развить у них нравственные и эстетические чувства.
С новичками часто беседовал, выезжал со всеми за город, стремился привить любовь к природе. Нагрузку в тренировках увеличивал постепенно.
У спортсменов-новичков бывают пропуски занятий, нарушения дисциплины на тренировке, но по мере роста спортивного мастерства таких фактов, как правило, становится значительно меньше.
Для спортсменов высокого класса режим тренировочных занятий становится привычным, и работа их отличается большой самостоятельностью и ответственностью.
В таком случае процесс воспитания в большей мере направляется на высококачественное решение специальных задач спортивной тренировки.
Интересны наблюдения за методами работы на тренировочных занятиях по борьбе, например, сборной команды Ленинграда, которые проводились заслуженным мастером спорта, в дальнейшем заслуженным тренеромС.
А. Преображенским, и занятиях по боксу в ДЮСШ, которыми руководил тренер А. В. Фесенко. Уровень воспитательной работы и у того, и у другого тренера был очень высоким, но методы воспитания, применяемые ими, различались.
В группе юных боксеров, например, тренеру приходилось отдавать немало распоряжений организационного характера, предъявлять строгие требования к дисциплине, указывать на необходимость большей интенсивности в работе, хвалить особенно старательных и делать замечания нерадивым, приводить примеры высокого трудолюбия выдающихся советских боксеров, разъяснять, как необходимо вести себя по отношению к партнеру и т. д.