Развитие малыша 

Хорошие привычки это что такое?

Все родители хотят, чтобы их  дети были счастливы. Но  далеко не каждый взрослый человек сможет четко дать определение этому, почти что банальному из-за частого употребления, термину «счастье». Дорогие мамы и папы, оставьте на полчаса свои заботы, не читайте эту статью, пока на сковороде жарятся оладьи, лучше отложите на потом, когда появится по-настоящему свободная и тихая минутка. Мне так хочется, чтобы сегодня мы все вместе задумались, чего же именно мы желаем своим детям, когда, целуя их на сон грядущий, произносим: «Будь счастлив, малыш!» То есть будь сказочно богат? Как люди, совсем недавно управлявшие нашей страной? Разве этого счастья мы желаем своим детям?

«Будь здоров, ребенок!» Конечно же! Но большинство из нас относительно здоровы. А вот счастливы ли? Несколько лет назад я видела в Чехии девушку на инвалидной коляске: она кружилась в ней по площади и пела так, как может петь только очень счастливый человек. Невдалеке лежала шляпа, в которую зрители бросали деньги (нужно полагать, девушка очень нуждалась в них). Но честное слово, таких счастливых глаз я никогда не видела ни до того, ни после. Значит, здоровье -это также далеко не все, что нужно для счастья? А что тогда? Я поделюсь сегодня с вами своими личными мыслями, тем, над чем я думала так долго… Принять их или нет — ваше право: мы все имеем право на свой выбор. По большому счету — между добром и злом.

 

Счастье дарит труд

И непонимание этой простей шей истины делает большинство людей несчастными. С самого раннего детства мы воспринимаем труд как тягостную повинность, то, что ты «должен» сделать, несмотря ни на что. Это «должен» повисает над головой человека как дамоклов меч. И висит всю его жизнь, не позволяя пережить удивительно радостное чувство — удовлетворение от своего труда. Вот пишу эти строки и ощущаю, что незнакомые с этим чувством люди мне не верят… Вот в том-то и беда…

Мы каким-то чудом (вернее, злым колдовством) удалили из труда его душу, то, без чего работа действительно становится проклятием: его творческую составляющую. Даже самая рутинная работа может (нет, должна!) стать праздником, если подходить к ней творчески, если оставлять в ней часть своей души, своего вдохновения, своего стремления сделать окружающий мир прекраснее. Я уверена: приучать детей к труду нужно только так: позволяя им, более того — стимулируя их к проявлению личного творчества во всем. Вы хотите приучить чадо складывать игрушки? Во-первых, осмотритесь вокруг: все ли ваши вещи лежат на отведенных для них местах? Вы можете заработать себе инфаркт, стремясь приучить ребенка к порядку, и так и не добиться успеха, если чистота и порядок в доме — не ваш приоритет. Личный пример в формировании любой привычки — это первое условие. Второе условие — это творчество. Позвольте малышу самому решать, на какой полочке будет спать сегодня мишка, в каком «гараже» заночует машина. И т. д. Место сбора игрушек должно быть ограничено, но не настолько, чтобы у ребенка не было возможности проявить свою волю. Малыш учится мыть за собой тарелку? Покажите ему, с какой радостью мочалка помогает засиять чистотой цветочкам на тарелочке, как выглядывает из-под струи воды мордашка нарисованного на дне мишки. Радость — это первое, что должен ощущать ребенок, который учится работать. И творить, постоянно привносить в работу личную новизну.

Наблюдая за карапузом, ищите ту сферу, в которой его личные творческие силы загорятся пламенем и позволят малышу быть счастливым. Как были счастливы своей работой-творчеством люди, образы которых светят человечеству порой сквозь многие века.

 

Дайте ребенку верные цели

Человек без цели — как корабль без компаса во время шторма. Носит его, болтает по волнам… Может, прибьет волной к богатому порту, а может и нет.

Буквально в младенчестве определите малышу цель, к которой он должен идти сквозь будни, которые могут быть ой какими нелегкими.

Не вам ли об этом не знать? Пройти через все напасти, не имея впереди путеводной звезды, ну как?! Какой должна быть эта цель? Лично я убеждена, что жить стоит только ради того, чтобы стать лучше, добрее сердцем, чище мыслями, яснее устремлениями. Другими словами — сократить расстояние между собой и Богом. Пусть до Него, по земному измерению, сотни километров, но если мне за всю мою жизнь все-таки удалось пройти в верном направлении хотя бы пару метров — ура! Я жила не зря. Но как же грустно, если это расстояние останется прежним! И горе, если оно увеличится… Таково мое личное представление о цели в жизни. Вам оно чуждо? Жаль… Но вы, безусловно, имеете на это право. Что ж, «дорогу осилит идущий», а пока что читайте ребенку сказки: почаще и побольше. Причем разные   сказки: украинские, русские, восточные. Пусть малыш учится выбирать «своих» героев и подражать им в своем стремлении к цели: через подвиг, через свершения, которые будут записаны в книге судеб золотыми буквами.

 

Время не ждет

Еще одно безусловно полезное качество, на котором можно, как на добром коне (ну ладно, на шестисотом «мерсе») въехать в страну счастья — это умение ценить время. Расписание дня, его четкий ритм должны войти в подсознание малыша как единственно возможное условие существования. Слова «скучно», «нечего делать», бессмысленное прожигание времени — огромная, вредоноснейшая глупость. Как это «нечего делать»? Откуда в жизни, которая так коротка, может возникнуть место для глупого безделья?!

Чувствуете, что ребенок устал, выстраивая замок? Попробуйте убедить его закончить начатое дело, но без насилия над личностью. У спортсменов есть такая поговорка: «Не могу и еще чуть-чуть». Пройдите это «чуть-чуть» с ребенком и, зафиксировав его внимание на том, что вы не бросаете дело, а лишь откладываете, переходите к другому занятию. Под «делом» в данном случае понимается не урок английского языка (хотя и он не исключается), а прогулка, например. Или помощь маме на кухне, в уборке. Кстати, ребенок валять дурака не умеет. В отличие от взрослых (простите, папы-мамы), он постоянно чем-то занят, инстинктивно напрягая одни группы мышц и нервные центры и позволяя в это время другим отдохнуть. Эту врожденную способность важно не только сохранять, но и развивать.

 

Никогда не пугайте ребенка!

Что мешает взрослым людям достигнуть своей цели и быть счастливыми? Очень часто — это страх, «красные флажки», выставленные в подсознании человека в раннем детстве. Никогда не пугайте ребенка фразой «не ходи туда, там бабайка!». Подстрахуйте кроху от опасности, но не выстраивайте на его пути к прекрасному будущему барьеры из страха перед неведомым. В продвижении вперед можно все, что не запрещено десятью заповедями. Можно и нужно напрягать свои физические силы, идти на шаг дальше, чем вчера. Важно научиться не бояться быть осмеянным, проявляя свое высшее творческое «я». Увы, в череде будней так легко позабыть, что каждое реализованное (или наоборот, попавшее под неумный запрет) желание ребенка — это крошечная нить в его характере, вплести которую следует очень умело.

Значит ли это, что слову «нельзя» вообще нет места в жизни ребенка? Нет. Нельзя дергать кошку за хвост, потому что ей больно. Нельзя грубить бабушке, потому что грубить в принципе нельзя. Это только волки доказывают свою правоту зубами, а мы ведь не волки, правда, чтобы грубым словом, как зубами, ранить близких? Значение слова «нельзя!» должно лежать в области морали — по той простой причине, что мы люди. И каждый из нас так хочет быть счастливым!

Related posts